Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Проблемы подготовки молодых ученых

Левин В.И.

Россия, 440605, Пенза, пр. Байдукова, 1-а, ПГТА

В период 1990-х – 2000-х годов по причинам, которые общеизвестны (либерализация экономики, резкое сокращение финансирования науки государством, утечка мозгов и т.д.), из российской науки ушло в различные сферы (бизнес, политика, эмиграция) примерно 80% ее работников. Меры, предпринятые затем Правительством России, позволили подготовить через аспирантуру и докторантуру новых работников, вместе составляющих примерно половину от числа ушедших. Однако большая часть новичков ныне не работает (и с самого начала явно не предполагала работать) в сфере науки и высшего образования, а их профессиональный уровень не идет ни в какое сравнение с прежним. Возникла очень опасная ситуация, которая угрожает национальной безопасности и будущему России как независимого государства. Для того чтобы устранить возникшую опасность и предотвратить полное исчезновение российской науки, необходимо принять масштабные меры по поддержке науки на государственном уровне. Однако ученые и преподаватели вузов, которым не безразлично будущее страны, не могут полагаться полностью на государство и должны подключиться к процессу сохранения науки, пройдя свою часть пути.

Исходя из высказанных соображений, в январе 2004 г. нами была разработана концепция так называемой Школы Подготовки Ученых. Цель Школы формулировалась таким образом: известные, вполне сложившиеся ученые подключаются к образовательному процессу и в кратчайшие сроки передают базовые научные знания и навыки научных исследований, накопленные ими, молодым, чтобы не исчезло то, что создавалось веками.

В докладе описываются основные итоги проделанной работы, отмечаются достижения и недостатки.