Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Использование проективных методов психологического тестирования в работе школьного психолога

Балаян С.К.

Москва, 119048, Усачева 66, ГОУ СОШ №45

Опыт, которым нам хотелось бы поделиться, включает в себя использование результатов тестов Люшера и Роршаха, тестов, давно известных как надежные психологические инструменты. Деятельность школьного психолога может быть различной и касаться мониторинговых исследований, индивидуального тестирования (исследование неуспеваемости, причин и особенностей уклоняющегося поведения), а также групповых и индивидуальных занятий с учащимися. Тактика и стратегия таких занятий зачастую определяется данными тестирования. Глубинный, зачастую бессознательный смысл, который призваны раскрывать проективные тесты, определяет выбор именно этих методик для указанных целей. Полученные результаты касаются мотивационной сферы учащихся, компетентности, потребности в общении и коммуникативных навыков, состояния агрессивный тенденций, степени их канализированности и их возможных причин. Особенностью получаемых результатов является то, что они могут касаться проблем и характера переживания этих проблем: какие психологические защиты использует ребенок, насколько успешно, насколько хорошо ему живется и в какой степени он доволен собой.

В результате проводимой работы мы даем рекомендации педагогам и родителям касательно оптимизации учебного процесса для конкретного ребенка, изменения стратегии взаимодействия с ним.

Результаты исследования могут быть использованы параллельно с результатами

профориентационного теста, что позволяет внести ясность в сложные случаи. При индивидуальном консультировании результаты касаются образов родительских фигур, что помогает понять внутрисемейные отношения. Если обратиться к результатам класса, то срезы, сделанные с интервалом в год, дают возможность оценить (индивидуально или усредненно) изменения аффективной сферы, коммуникативных навыков, внутреннего комфорта учащихся и особенностей интеллектуальной сферы.