Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Из опыта работы экспериментальной площадки в ГОУ СОШ № 45

Джафарова С.З.

119048 Москва ул.Усачева д.66

Позитивные изменения, происходящие в настоящее время в России,. трансформация экономических отношений, эволюция общественного сознания, рост социального расслоения, полиэтничность, поликультурность и многоконфессиональность наиболее концентрированно представлены в столичном мегаполисе. Здесь же и наиболее зримы тенденции выхода российской школы на качественно новый уровень. Поэтому очевидна необходимость преподавания на современном уровне всех предметов, модификация содержания для реализации целей столичной программы.

В ГОУ СОШ № 45 за последние несколько лет значительно расширился этнический состав учащихся. Если 5-10 лет назад кроме этнических русских были представлены украинцы, армяне, таджики, то в настоящее время – это и возросшее число лезгин, армян, азербайджанцев, молдаван. В социальном аспекте учащиеся представлены также большим спектром слоев – это и служащие, и военные, и средний слой. В сложившихся условиях проблема подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в поликультурном обществе, формирования с юных лет установок гражданской солидарности встает с особой остротой. Школа является основной структурой, на которую возложена задача адаптации детей и подростков к жизни в московском мегаполисе. Именно школе необходимы разработки инновационных программ учебно-воспитательной работы, направленных на нравственное воспитание школьников, повышение уровня их этнокультурной компетентности, формирования культуры мира и гражданской солидарности.

На базе школы с 2003 года по настоящее время работает экспериментальная площадка по проблемам:

2003 - 2006 г. «Разработка новых психолого-педагогических технологий, направленных на формирование толерантных установок у школьников и обучение межкультурному диалогу».

2003-2006 г. «Обучение межкультурному диалогу как средство формирования гражданской солидарности, культуры мира и согласия».

2009-2011 г. «Формирование позитивных установок межкультурного взаимодействия в условиях столичного мегаполиса».

За время работы большое внимание было уделено модификации ряда предметов, созданию методических материалов, способствующих развитию навыков межкультурного общения на уроках и во внеурочное время Формирование толерантного, ценностного отношения к людям разных рас, национальностей, возраста должно идти ежедневно, ненавязчиво, через учебную и воспитательную работу.