Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Образовательная программа «Основы Экоискусства» Музея землеведения и Экоцентра МГУ как один из методов развития интегрального мышления

Пикуленко М.М., Смуров А.В.

119191, Россия, г. Москва, Ленинские горы д.1, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Музей землеведения, Экоцентр МГУ, тел./факс (495) 939-14-15

Для эффективного решения современных социальных проблем возникает необходимость понимания сложных механизмов взаимосвязей жизненных явлений и создания наиболее полной картины окружающего мира. Именно поэтому возрастает необходимость формирования с раннего детства целостной системы знаний гуманитарного и естественнонаучного направлений. Основа мировоззрения наших современников складывается из осознания единства жизни, многообразия ее форм, понимания исторического развития, разносторонних взаимодействий разнообразных значимых факторов.

Междисциплинарная образовательная программа «Основы Экоискусства» Учебно-научного Музея землеведения МГУ и Экоцентра МГУ выполняет задачу формирования у самого широкого круга слушателей культуры интегрального мышления, включающего естественнонаучную, гуманитарную и эстетическую составляющие.

Теоретические и практические занятия (мастер-классы) образовательной программы проходят по естественнонаучному и гуманитарному направлениям, т.е. по истории европейского и отечественного коллажа, истории и современности искусства прессованных цветов, основным художественным принципам цветосложения, правилам расположения растительного материала в разных форматах, особенностям работы с растительным материалом на плоскости.

В ходе обучения обязательно рассматриваются законы золотого сечения, симметрии. Много времени посвящается элементам систематики растений, строению растений, редким и исчезающим видам растений. Для осознанного сохранения биоразнообразия растений широкими слоями населения особенно актуальна данная часть образовательной программы. А освоение способов сбора, засушки, хранения материала и рассмотрение основных принципов составления гербария позволяет сохранить ощущение весеннего фейерверка цветения, летнего разнотравья и буйства осенних красок круглый год.

Познание основ разнообразных методов создания фонов, техники акварельных отпечатков со стекла, лоскутного коллажа, техники печатей, растительной печати, спрея (аэрографии), сюжетно-тематического коллажа с использованием техники декупажа, дает слушателям возможность сохранить для последующих поколений традиции творчества и декоративного искусства, т.е. наше «нематериальное достояние».