Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Особенности влияния интернет-активности на когнитивную сферу субъекта

Черемошкина Л.В.

LVCH2007@yandex.ru, Московский городской психолого-педагогический университет (РФ, г. Москва)

Рассматривая Интернет-активность как модельный пример деятельности человека в информационном обществе, можно поставить вопрос о масштабах и характере изменений в познавательной сфере субъекта, происходящих под влиянием переопосредования его деятельности информационными технологиями. Изучение особенностей познавательной сферы людей, систематически и длительно опосредующих свою деятельность Интернет-ресурсами, позволит:

  • прогнозировать влияние информационных технологий на развитие познавательных способностей;
  • конкретизировать закономерности функционирования интеллекта в условиях символической реальности;
  • поставить вопрос о роли информационных технологий в появлении новых типических характеристик интеллектуальной активности.

Когнитивная сфера представляет собой многоуровневую систему орудий и знаний. На данном этапе объектом исследования являлись преимущественно орудия (средства) познавательной активности, такие как когнитивные стили и способности, а предметом – направление динамики их показателей в зависимости от стажа сетевой активности и характера этой активности (1,2,3). Под когнитивными стилями принято понимать субъектно-стабильные способы переработки информации. Способности понимаются нами как психические орудия (средства), имеющие качественно-количественное своеобразие, которые реализуют психические функции. В развитом («ставшем») виде способности представляют собой такие субъектно-стабильные образования, имеющие одновременно индивидную, субъектно-деятельностную и личностную природу, которые обусловливают, в отличие от когнитивных стилей, эффективность деятельности (4).

При определении характера сетевой активности мы исходили в данном исследовании из следующих соображений. При всем многообразии поводов обращения субъекта к Интернету в строении его деятельности сетевые ресурсы могут занимать одно из трех мест. Они могут выступать в качестве условий, в которых разворачивается исходно несетевая активность; могут служить сознательно выбранной целью, на достижение которой направлены усилия субъекта; могут побуждать и направлять активность пользователя, не имеющей внесетевого воплощения. В зависимости от того, чем для пользователя является Интернет - условием, целью или мотивом - его сетевая активность будет обладать, соответственно, статусом операции, действия или деятельности. Соответственно, были сформированы три экспериментальные группы: пользователи сетевых ресурсов; разработчики Интернет-ресурсов; «жители» Интернета. Экспериментальную выборку составили 296 человек от 17 до 40 лет со стажем Интернет-активности: 1) свыше 3-х лет: 2) от полугода до трех лет. В качестве контрольной группы участвовали «непользователи» сети, (обращающиеся к интернет-ресурсам не более 1,5 часов в неделю со стажем обращения менее полугода), студенты от 17 до 23 лет, объем выборки- 30 человек. Изучение особенностей когнитивных стилей проводилось с помощью следующих методик: методика Уиткина на полезависимость- поленезависимость; методика Гарднера в модификации Колги на аналитичность-синтетичность; методика Кагана на импульсивность-рефлексивность. Изучение способностей проводилось с помощью теста продвинутых матриц Равена и методики диагностики мнемических способностей Черемошкиной. Для изучения сенсомоторных показателей геймеров использовался метод измерения времени лево- и право полушарных реакций на зрительные, кожные и слуховые стимулы в модификации А.А.Савченко.

Полученные результаты показывают наличие и специфику влияния различных видов Интернет-активности на когнитивную сферу субъекта.

  1. Эффективность мыслительных и мнемических способностей пользователей компьютерных технологий и Интернет-ресурсов со стажем более 3 лет значимо выше, нежели у пользователей со стажем от года до трех лет.
  2. Эффективность мыслительных и мнемических способностей «жителей» Интернета выше, нежели у пользователей.
  3. Эффективность мыслительных и мнемических способностей разработчиков компьютерных программ выше, нежели у «жителей» Интернета.
  4. Стаж использования компьютерных технологий способствует росту аналитичности перцептивных процессов.
  5. Длительное пребывание в Сети (киберсреде) приводит к снижению эффективности зрительной памяти вследствие явной деформации регулирующих механизмов.
  6. Активные геймеры отличаются от своих сверстников снижением эффективности мнемических способностей и увеличением времени реакции на зрительные, тактильные и слуховые сигналы как в состоянии относительного покоя, так и в условиях умственной нагрузки.
  7. Нейропсихологический анализ мнемических процессов геймеров позволил зафиксировать неблагоприятные для эффективного функционирования памяти признаки: низкий уровень активности нервной системы; неадекватный для предъявляемой нагрузки вид активации полушарий; степень активации нервной системы геймеров неадекватна сложности предъявляемой нагрузки (высокая активация нервной системы при запоминании относительно простого материала.

Литература

  1. Черемошкина Л.В., Никишина Н.А. ,Харитонов А.Е.Эффективность мнемических способностей и время реакции геймеров// Вопросы психологии, 2009, №5, с. 84-93
  2. Черемошкина Л.В. Влияние Интернет-деятельности на коммуникативные и когнитивные процессы субъекта// Познание в структуре общения / Под. ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. М.: Институт психологии РАН, 2009. с. 331-340.
  3. Черемошкина Л.В., Никишина Н.А.Эффективность и нейропсихологические аспекты мнемических способностей активных киберигроков// Вестник РГНФ, 2008, №3, с. 176-184.
  4. Черемошкина Л.В. Психология памяти М.: Аспект-пресс, 2009.