Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Новая эффективная дидактика

Леонов Н.Ф.

nfleon@dio.ru

 "Качество образования – один из  ключевых  факторов, определяющих  развитие  страны и судьбу ее граждан на ближайшее десятилетие. Более того, качество и доступность  образования прямо влияют и на наши национальные перспективы, поскольку  формируют уровень человеческого  капитала. Поэтому закономерно, что движение к успеху образования стало одним из приоритетов государства. Россия просто обязана иметь качественную систему образования, и в этом цель нашей работы."

Дмитрий Медведев

           Дидактическая система, о которой пойдёт речь, разработана в семидесятых годах прошлого столетия и на протяжении 30 лет успешно и эффективно применялась в школах, ПТУ, техникуме, вузе,  творческими педагогами  Московской,  Ленинградской, Горьковской, Ростовской областей, Тувинской АССР, в том числе при массовой проверке экспериментальных и пробных учебников по физике автора Н.М. Шахмаева в НИИ школ МП РСФСР.  В результате опытной проверки отмечалась  её высокая  целесообразность и эффективность. 

Подробное теоретическое обоснование и результаты многолетней практической проверки данной системы описаны в моей книге «Новая эффективная дидактика».

         Известно, что самое эффективное и качественное обучение это самообучение.           Поэтому  процесс обучения в новой дидактической системе представляет собой управление самообучением учащихся и основан на усовершенствованной теории обучения, на использовании новой педагогической идеологии, на новой организации учебного процесса, на использовании психологической системы, автоматически управляющей эффективностью и качеством познавательной деятельности каждого учащегося, независимо от   того, есть у них интерес к учёбе или нет и независимо от количества учащихся в классе.  

       Новая дидактическая система обучения, при правильном её использовании, гарантирует успешность в достижении учебных целей всеми учащимися в любом учебном заведении, на любом учебном предмете. Реально даёт 100%-е качество обучения по сравнению с существующими 30-40 процентами.

         Качество образования зависит от содержания и технологии обучения, в своём докладе я остановлюсь  только на технологии обучения.

Основные проблемы нашего образования в том, что оно основано:

1) на авторитарной, диктаторской идеологии, которая является камнем преткновения совершенствования качества образования. Поскольку система образования является сферой услуг, то она никак не может быть основана на авторитарной - диктаторской идеологии;

2) на психолого-педагогических теориях обучения, совершенно не рассматривающих учебный процесс с точки зрения ученика. Дидакты и психологи до сих пор не разобрались в вопросе  что такое учение. Хотя ещё Ушинский чётко указывал, что учение это труд. А раз учение это труд, то и надо рассматривать обучение не как игру, не как развлечение, а как производственный процесс, с вытекающими отсюда производственными, трудовыми отношениями, с нормированием труда учащихся, с созданием системы положительных мотиваций и стимулов. Это то, благодаря чему все работники на любом производстве стремятся к качеству и высокой производительности;

3) на непонимании, что учебный процесс – это процесс, а чтобы процесс производился с высоким качеством и эффективностью, то им надо управлять. Неуправляемый процесс не может быть ни качественным, ни эффективным. Тем не менее, в учебном процессе полностью отсутствует управление  процессом познавательной деятельности каждого ученика. Реальное управление качеством образования в учебном процессе отсутствует полностью снизу доверху, от учителя до министерства образования и академии педагогических наук включительно.

Как это ни странно, но очень высокая эффективность и качество учебного процесса находится за системой этих педагогических издержек и психологических барьеров, преодоление которых,  как показывает наш опыт, автоматически решает многие неподъёмные проблемы существующей системы образования, а именно: полностью исчезает понятие неуспевающий (двоечник). Учащиеся сами изо всех сил стараются не быть троечниками, и это они все легко достигают.  Никто из учащихся не стремится опоздать или прогулять занятие. Даже при наличии уважительной причины стараются не пропускать занятия.

Сменив авторитарную идеологию на демократическую идеологию, идеологию сотрудничества, партнёрства с учащимися в достижении учебной цели и уяснив себе, что образование всего лишь сфера услуг, уточняем, что заказчиком, потребителем и  плательщиком образования является: во – первых государство, во – вторых работодатель, в третьих гражданин. Следовательно, оценивать и контролировать  качество образовательных услуг могут и должны только три этих субъекта -  государство, работодатель и гражданин. Государство контролирует  и оценивает с помощью ЕГА и  ЕГЭ, работодатель практически на производстве, гражданин, то бишь учащийся, в реальном учебном процессе. Не учитель должен оценивать текущие знания и умения ученика, а, как это ни странно, сам ученик на правах потребителя и заказчика. Учитель может лишь диагностировать качество своей работы для её регулировки.

В тоже время, если учение ученика - это его работа, это производство знаний, умений, то тогда взаимоотношения с учащимися должны изменяться в корне.  

С этой целью вводим  производственные взаимоотношения. Учащимся даётся учебное «производственное» задание, состоящее из нескольких частей. Даются критерии оценки выполнения задания. Выполняя задание, ученик оценивает каждую часть выполненного задания. Выставляет себе оценку своей работы за каждую его часть, причём такую оценку, на которую он претендует и обязуется её защитить при проверке. Также как на производстве,  самоконтроль – основа качества производства. Затем продукция проходит через ОТК (отдел технического контроля), где качество произведённых деталей проверяется выборочно. Либо совсем не проверяется, если  человеку за систематическое высокое качество изделий доверили и вручили личное клеймо качества.

Выполняя задание, учащийся использует личностную  систему управления своей познавательной деятельностью.

Личностная система управления является системой замкнутого типа, ей свойственна цикличность управляющих действий. Последовательность и характер управляющих действий личностной системы управления не отличается от последовательности характера действий любой другой управляющей системы такого же типа. В цикл её деятельности входит:     

1) Постановка задачи.

2) Выработка критериев достижения цели.

3) Планирование деятельности.

4) Поэтапное выполнение деятельности.

5) Поэтапный контроль достижения цели.

6) Поэтапное корректирование достижения цели.

7) Итоговый контроль достижения цели.

Личностная система управления ответственна, прежде всего, за накопление опыта, обеспечивающего жизнедеятельность человека. Поэтому  управление процессом учения, то есть обучение, должно быть основано на двух согласованных контурах управления, имеющих общую цель управления. Один контур управления возглавляет учащийся, получая соответствующие  знания и умения и регулируя их усвоение в соответствии со своей самооценкой и индивидуальными способностями. Другой  контур возглавляет педагог, на основе использования результатов поэтапного контроля достижения цели  из личностной системы управления ученика, а именно пятый – седьмой шаг (поэтапный контроль достижения цели, поэтапное корректирование достижения цели и итоговый контроль достижения цели). Это обуславливает необходимость педагогического сотрудничества учителя с каждым учащимся по достижению учебной цели. Работа ученика и учителя в направлении достижения общей цели делает их равноправными партнёрами. Поэтому существующие авторитарные взаимоотношения в учебном процессе педагогически и психологически совершенно недопустимы.

          Процесс обучения, основанный на использовании в управлении познавательной деятельности результатов из личностной системы управления  учением учащихся, есть глобальный ключ в решении проблемы качества образования.

      Согласование работы двух контуров управления обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество учащегося с педагогом,  которое позволяет более эффективно достигать свои цели в обоих контурах управления. Так в учебном процессе создаётся ситуация взаимоуправляемости элементов системы педагог - учащийся.

        Для нормального управления обучением необходимо и целесообразно непрерывно или дискретно, но систематически, получать информацию от каждого ученика о степени усвоения им знаний и формирования умений на каждом занятии. 

Учитывая информацию о степени усвоения материала каждым учащимся, педагог может своевременно и правильно осуществлять  обоснованные воздействия на процесс обучения, обеспечивать ему развивающий характер. 

  Для управления учением требуется иметь интенсивную обратную связь с каждым учащимся.

           Очевидно, что такую информацию можно получить:

   во-первых, учителем, при персональной проверке  знаний каждого ученика;

   во-вторых, от другого ученика, хорошо усвоившего материал и сверившего знания одноклассника со своими знаниями;

   в-третьих, от самого  ученика, сверившего  свои  знания   с  неким  "эталоном", т.е. с тем, что давал учитель или что дано в книге.

   Первый способ в настоящее время основной (традиционный), широко применяемый в школе. 

   С помощью второго способа еще Я.А. Коменский решал  проблему  оперативной обратной  связи  путем  деления  учащихся на группы по 10 человек, во главе которых были поставлены старосты из числа способных  учащихся. Третий способ  получения обратной связи  в научно-методической литературе кроме меня никто не дискутирует. Причиной тому, на мой взгляд, является наличие психологического  "барьера  недоверия"  к способности учащихся ставить себе достоверные оценки и боязнь вырваться из наезженной колеи существующей примитивной, первобытной педагогики и мн. др.   

             Психика учащегося больше всего настроена на соответствие его самооценки с оценками его сверстниками и взрослыми.    Расхождение между самооценкой подростка, связанной с осознанием своих возможностей с внешней оценкой вызывает у него психический дискомфорт. Такое психическое состояние детей обуславливает возможность использования самооценки знаний и умений школьников для создания интенсивной обратной связи. В тоже время кто без  проверки  знаний учащегося  лучше его самого может знать,  как он усвоил тот или иной учебный материал?

 Организовав самоконтроль и сбор самооценок, создаём новый вид обратной связи, при которой, не проводя традиционного контроля знаний, получаем обратную связь об  усвоении  той  или  иной порции учебного материала учащимися. Для этого надо: 1) создать психологические условия и организацию познавательного процесса, способствующего правильной самооценке знаний  учащихся; 2) управлять достоверностью самооценки; 3) создать четкую организацию сбора и фиксации самооценок; 4) использовать полученную информацию для полной ликвидации пробелов в знаниях каждого учащегося по изучаемому материалу.    

        С этой целью, для уменьшения  расхождения в оценке знаний учителем и самооценки учащимися, даем учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала.   

    Кроме того, текущий изучаемый учебный материал (трудовое задание учащимся) разбивается  на   части (от3 до  6). Задание (оно одновременно является и классным и домашним) в виде частей нового учебного материала записываем перед его объяснением.  Поэтому объяснение нового материала учителем выступает   пояснением выполнения  задания.

     Выполнение каждой части учебного задания учащимся оценивается по пятибалльной системе, а округленная  средняя  арифметическая величина этих оценок есть оценка знаний или умений учащегося за предыдущий урок. Это опосредованная оценка, на которую он претендует и обязуется каждую из этих оценок защитить, если учитель ему предоставит такую возможность.

     Наряду с этим, выдвигаются  некие санкции, например, в  случае  значительного  завышения оценки,  учащемуся  предлагается  на  ближайшем  уроке  защитить некоторые предыдущие самооценки, либо его оценка не защитывается, а в журнале останется пустая клетка. Пустая клетка в журнале это очень сильный стимул для последующей продуктивной деятельности любого ученика.

     Организация сбора  и фиксации самооценок происходит следующим образом:  дома каждый учащийся после выполнения задания, независимо от того,  письменное оно или устное,  должен  поставить  себе оценку за знание или умение каждой части задания. Затем записывает  эти оценки на листочке бумаги, вычисляет округлённую среднюю величину оценки. А также пишет свою фамилию, имя. Эти  листочки, учащиеся перед уроком сдают одному из учеников, ответственному за сбор и  оформление  информации, который  последовательно, соответственно фамилиям, записывает  получаемую информацию в специальную тетрадь или в сводную ведомость компьютера. В начале граф оценок каждой части задания записываются названия частей задания в виде вопросов, подзаголовков, параграфов или номеров задач. Таким образом, до начала урока учитель получает подробную информацию: о результатах усвоения учебного материала и выполнения  производственного задания каждым учащимися и всего  класса в целом. Из сводной ведомости видно, как каждый учащийся усвоил  изучаемый материал, смог выполнить  ту  или  иную  часть задания. 

Вот так просто устанавливается весьма информативная, дискретная обратная связь ученик – учитель. Паразитическое время деспотического контроля знаний сводится к нулю, на его место теперь вступает следующий этап управленческого цикла - корректирование знаний учащихся. Это-то, чего нет в существующем учебном процессе. Корректирование знаний происходит, как правило, с помощью учащихся защищающих свои оценки.  Фактически в структуре урока вместо существующего контроля знаний имеет место повторение и закрепление знаний, выполняющее обучающую функцию для слабо подготовившихся учащихся. В это время учитель проверяет только подготовившихся учащихся, таким образом происходит защита самооценок.

        В ходе изложения нового материала, но уже с помощью несложного технического средства, в режиме онлайн, без затраты учебного времени возможно получать от каждого ученика непрерывную информацию о состоянии его познавательного процесса, понимания им того, что объясняется. На основе получаемой информации сразу же, в режиме онлайн, производится корректирование познавательного процесса до полного понимания всеми учащимися сути объясняемого учебного материала.

Поскольку бывает, что учащиеся по разным причинам имеют пропуски уроков и низкие самооценки, а значит и пробелы в знаниях по темам этих уроков, поэтому у каждого учащегося на каждом уроке в журнале должна стоять его опосредованная высокая оценка.  А если в какой-то клетке журнала оценки  нет, или стоит низкая оценка, то это является сигналом педагогу и учащемуся  о конкретных пробелах в знаниях или умениях данного учащегося. Так как оценка знаний, умений производится на каждом уроке, то  тем самым выдвигается очень мощный стимул для учащихся по ликвидации пропусков уроков, а значит и пробелов в знаниях. А именно:  за четверть, за полугодие, за семестр учащиеся выставляют себе округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов, делённую на число учебных часов (занятий) в четверти или полугодии по данному предмету.  Это та оценка, на которую они претендуют и обязуются её защитить, если им это будет предложено.

Самооценки чаще всего занижаются по сравнению с оценками учителя. Учащиеся гораздо в большей мере дорожат доверием учителя, чем величиной поставленной самооценки.

Об этом есть весьма достоверные, независимые  исследования  А.В. Усовой, В.Г. Гуровой и А.Н. Косовичевой.

Высокая эффективность и качество учебного процесса с данной дидактической системой позволяет (при высоком качестве обучения) на четверть сократить время изучения каждого учебного предмета.

       Всё это работает в обычной классно-урочной системе, с обычными учениками школы, ПТУ или студентами колледжей, вузов.

       Даже максимальная компьютеризация существующей системы обучения далеко не может сравниться с  новой дидактической системой по эффективности и качеству обучения.

         Остаётся сожалеть о том, что высокое качество обучения и образования в нашей стране пока остаётся не востребованной педагогической общественностью.