Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Основания общей теории обучения человека в глобализованной среде современного социума. Геодидактика

Черников В.В.

Россия. г. Мытищи. Д. Н.О. 141021. ул. Юбилейная 39-173. vvchernikov@yandex.ru

Система образования современного социума является важным элементом системы обучения человека в социуме, в которую входят ряд других коллективизированных субъектов обучения человека ( СМИ, культура, наука, армия и др.). «Вырывание» проблем системы образования из общей системы обучения человека в конкретном социуме разрушает целостность и системность процесса обучения. Любые частные теории образования, вырванные из общей теории обучения никогда не смогут дать верный прогноз результатов обучения, а значит состояния социума в будущем. По этой причине советская теория образования не могла предвидеть кризис и распад СССР.

Чтобы понять причины кризисных явлений в социуме и прогнозировать возможные пути развития ситуации в будущем, необходимо посмотреть на процесс обучения человека шире, взяв за точку отсчета не интересы семьи, школы или системы образования, а интересы всего российского социума в среде метасоциума (всего мирового сообщества). В этой системе отсчета логичным становится вопрос: «Под какую же социально-экономическую среду следует готовить специалистов, воспитывать человека в современном Российском социуме?» Этот вопрос, в свою очередь, заставляет задуматься о месте России в среде метасоциума, о процессах глобализации. Поиск ответов на этот и многие другие вопросы актуализирует необходимость построения общей теории обучения (далее – ОТО) человека в новой, глобализованной среде современного социума, которая бы не только объясняла уже имеющиеся факты, но и прогнозировала возможные ситуации в будущем, предписывала пути преодоления возможных трудностей. Такая общая теория обучения человека предполагает принципиально новое, многомерное понимание процесса обучения. Оптимизация процесса управления качеством обучения человека в глобализованной среде современного социуме, в частности, российского является главной целью ОТО.

Однако любая теория возникает при наличии необходимых условий: практической потребности, системы эмпирических знаний, наличия технологий. Такие необходимые и достаточные условия для построения ОТО были сформированы в XX в. в процессе становления целого ряда интегративных научных подходов и методов исследования (теория систем, теория информации, кибернетика, математическая теория оптимальных процессов, синергетика, методы математического моделирования , новые информационные технологии и др.). Использование интегративных идей, понятий, терминов ОТО позволяет не только углубить и расширить многие прежние понятия педагогической науки, но углубить и расширить возможности прогнозирования, используя математическое и компьютерное моделирование.

Но формирование ОТО предполагает не только углубление сущностей многих центральных понятий педагогической науки (в частности, понятия «образования», «воспитания», «обучения», «качества обучения» и др.), но и коренное изменение самой методологии формирования прогностических моделей. Это, в свою очередь, предполагает:

- формирование интернаучной аксиоматики, системы объективных закономерностей, активную опору на новые подходы, понятия, идеи;

- кардинальный пересмотр критериев «качества обучения» человека в новой глобализованной среде;

- кардинальный пересмотр основных факторов влияния на процесс обучения и их реальный «вклад» в этот процесс;

- необходимость учета всех глобальных факторов влияния : экономики, информационной среды, экологии Земли, демографической ситуации, учёта влияния основных цивилизаций мира и национальных проблем и др. Иначе говоря, общая теория обучения человека в глобализованной среде современного социума предполагает принципиально новое понимание процесса обучения, в котором сфокусированы законы социологии, политологии, системно-информационного анализа, синергетики, кибернетики, математики и других интегративных наук.

Чтобы эффективно прогнозировать и далее предотвращать негативные последствия обучения человека в глобализованной среде, нами были исследованы не только разнообразные частные модели обучения человека в различных социумах, но так же и процессы обучения в системах других уровней сложности.

В данной области знания можно выделить несколько главных направлений исследований: 1. Проблемы обучения искусственных (электромеханических) систем (сегодня это проблемы робототехники и пр.); 2.Проблемы обучения биосистем, включая высокоорганизованных животных (сегодня это проблемы дрессировки и пр.); 3. Проблемы обучения человека в среде конкретного социума (сегодня это проблемы педагогики, психологии, конфликтологии и пр.) ; 4. Проблемы обучения социума, как единой системы, в среде всего метасоциума (сегодня это проблемы политологии, социологии, конфликтологии, теории катастроф и пр.); 5. Проблемы обучения метасоциума как единой системы. (сегодня это проблемы политологии, глобальной экономики, экологии глобализованной среды и пр.). Эти исследования позволяют сформировать общую теорию обучения сложных самоорганизующихся систем, частным случаем которых является человек. По нашему мнению, данную область знания целесообразно выделить в особую науку, которую мы назвали одним словом - Геодидактика. ( почему взята именно приставка «Гео»? Приставки «мета», «мега», «глобо» и др. , отражающие сущность проблемы, по нашему мнению, менее удачны по звучанию).

Предметом геодидактики является процесс обучения в системах разного уровня сложности. Опираясь на интернаучные подходы и методы исследования, геодидактика позволяет глубже понять общие закономерности процесса обучения систем разного уровня сложности. Одной из важнейших задач геодидактики является преодоление фрагментарности исследований и выводов в проблеме обучения человека и социума, что достигается использованием системного, кибернетического, синергетического и других интернаучных подходов и методов исследования данной проблемы. Оптимизация процесса управления качеством обучения человека в глобализованной среде современного российского социума будет содействовать повышению качества жизни россиян. В этом состоит важная практическая задача геодидактики.

Литература.

-Черников В.В. Оптимизация управления качеством обучения человека в среде современного социума. М: Форма-Т. 2008. 360 с. ;

- Черников В.В. Геодидактика: предмет, метод, цель. //Синергетика в естественных науках. Материалы международной междисциплинарной научной конференции. Тверь. 2010