Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Инновационное мышление и управление в школе: технологии, методики, программное обеспечение

Шевырёв А.В.

ewrikamail@mail.ru

Проект

«Системно-креативное, инновационное мышление как базовая стратегия инновационного развития российской школы в XXI веке»



I. Основные цели и задачи реализации проекта:

Внедрение теоретико-методологической, концептуальной, учебно-методической, программной и программно-аппаратной базы развития системно-креативного, инновационного мышления (СКМ) в учебный процесс школ России в виде учебных креативных ситуационных центров школ(УКСЦ), создание критической массы образовательных инноваций, позволяющей перейти российским школам на инновационный путь развития в режиме самоорганизации, что в свою очередь, позволит обучить и включить в инновационные процессы России необходимое количество высококвалифицированных специалистов-преподавателей, школьников, будущих лидеров – инноваторов.

Достижение этих целей позволит:

1) Связать различные знания школьников в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс обучения и получения эффективных креативных, инновационных решений.

2) Сформировать и совершенствовать навыки самоуправления школьников и, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных инновационных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности и образовательные потребности пользователей(школьников).

3) Значительно облегчить практическую работу преподавателей и школьников в учебных центрах, перевести их в исследовательский режим. Сделать эту работу интересной и захватывающей, повысить производительность интеллектуальной деятельности, прежде всего командной;

4) Привить вкус школьникам к культуре аналитической работы, особенно в сфере инноватики;

5) Эффективно готовить школьникам рефераты, эссе и другие виды учебных работ в программной среде УКСЦ(командный вариант) и «EWRIKA-школа»(индивидуальный вариант);

6) Эффективно осуществлять стратегическое и оперативно-диспетчерское управлеие школой(разработка стратегии, проведение совещаний различного уровня, планирование, организация и контроль учебного процесса и т.д.);

7) Минимизировать затраты на программное обеспечение подготовки школьников и ее главной составляющей системно-креативного, инновационного мышления (один программный комплекс для самых разных учебных ситуаций и учебных дисциплин), а также стратегическое и оперативно-диспетчерское управление школой.


II. Ожидаемые научные, управленческие и образовательные результаты:

1) Концепция и технология (нечёткий алгоритм) системно-креативного мышления и управления в школе(финансово-экономический анализ деятельности школы, разработка стратегии, формирование эффективных управленческих команд, ведение инновационных проектов, оптимизация организационно-управленческих процессов, эффективное ведение директоратов, педсоветов и т.д., упраавление учебным процессом и административно-хозяйственной деятельностью), основанная на авторских разработках - некоторая аналогия с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, СМД-технологиями и ОДИ Г.П. Щедровицкого, латеральным мышлением Э. де Боно в среде программного комплекса «ТТРП-ЭВРИКА» (свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2006610693);

2) Методика разработки и реализации конкретных инновационных школьных управленческих проектов в среде учебных инновационных центров школ, основанная на принципах супервизорного обучения и синергетических методах образования;

3) Учебно-методические материалы для школ по внедрению технологий, методик обучения и программного обеспечения СКМ в учебный процесс (Учебное пособие «Системно-креативное мышление в учебном процессе школы», мультимедийный учебно-методический комплекс «Основы системно-креативного мышления и управления» (версия 3.0 – для школ), программа дисциплины «Креативное мышление в школе» - тематический план, план семинарских занятий, тестовые задания и т.д.);

4) Создание в школах учебных инновационных центров, опытное внедрение программных модулей «Учебный креативный ситуационный центр» (версия 3.0 – для школ) и «TeamCreator» (формирование эффективных учебных команд и управление их творческой активностью в режиме реального времени) в учебный процесс и управление школами.

5) Системно-креативное, инновационное мышление, как реализация креативно-синергетической парадигмы мышления, в т.ч. в образовании, позволяет активно внедрять инновационные методы образования в следующем виде:

а) самообразования – овладеть способностью пополнения и генерации знаний, а также быстрой ориентации в сложно организованных базах данных и разветвлённых системах знаний, а также современными способами самообразования;

б) связи учителя и ученика как создания условий, при которых возможно активное продуктивное творчество учащихся – система открытого диалога, прямой и обратной связи, попадание – в результате совместного разрешения проблемных ситуаций в процессе управленческого проектирования – в один и тот же, самосогласованный темпомир, т.е. функционировать с одной и той же скоростью восприятия и представления, в одной и той же управленческой среде как одно целое; Обучение становиться интерактивным – не только учитель учит ученика, но и ученик учителя – кооперативное, когерентное поведение (супервизия – В.Ф. Василюк, А.А. Пузырей и др.). Педагогу в такой ситуации легче понимать школьника, школьнику – учителя;

в) пробуждающегося обучения – использование технологий системно-креативного мышления в образовании позволяет преодолевать неорганизованные устремления школьника, делая их творческими, инновационными;

г) адаптивного обучения – обучение имеет резонансную природу: осуществляется ускоренный переход к новым, модифицированным структурам знаний и поведения;

д) обучение как фазового перехода – в результате обучения перестраивается личность обучающегося, обучение не только усиливает следы памяти и уже существующие синоптические связи, но и радикально перестраивает всю конфигурацию сознания;

е) гештальт – образования: синергетический подход в образовании – это гештальт – образование. Процесс обучения, связь обучаемого и обучающего позволяет обнаружить скрытые возможности собственного развития. Гештальт – образование можно интерпретировать как передачу целостных блоков информации, качественную смену, инновационную перестройку ситуации обучения. Научить мыслить нелинейно, системно-креативно – значит научить мыслить в альтернативах, предлагая возможность изменения темпа развития проблемной ситуации, её качественной логики.